15 мая 1992 г. в Киеве группа единомышленников создала небольшую компанию, которая сейчас входит в число крупнейших фирм в странах СНГ, специализирующихся в области издания компьютерной литературы. В преддверии пятилетнего юбилея фирмы "Диалектика" научный редактор PC Week/RE взял интервью у Виктора Штонды, директора издательства "Диалектика" по научным вопросам.

Виктор Штонда

      

PC Week: Как вы нашли свою нишу на компьютерном рынке?

      

Виктор Штонда: Такой бизнес, как издание книг по компьютерной тематике, надо начинать в тот момент, когда имеется социальный заказ. В конце 80-х  -  начале 90-х была именно такая ситуация. Известные издательства, в частности "Мир", "Финансы и статистика", издавали довольно много книг о разнообразных компьютерных технологиях. Однако количество компьютеров, установленных к этому времени в организациях, определило высокий спрос на руководства по конкретным программным продуктам. Первая волна книгоиздания удовлетворяла именно информационные потребности программистов. Это была и наша волна, вынесшая нас в неспокойное море издательского дела. Наверное, вы помните, что 1991 - 1992 гг. были эрой безраздельного господства продуктов Borland. Всем нужно было описание объектно-ориентированной библиотеки TurboVision для языка Паскаль. Эту книгу мы переиздавали несколько раз тиражом 20 тыс. экз. Для компьютерных книг такие тиражи  -  просто запредельны.

      

PC Week: Штаб-квартира вашей фирмы расположена в Киеве. Издаете ли вы книги на украинском языке?

      

В. Ш.: Приблизительно две трети издаваемых нами книг продаются в России и на территории стран бывшего Советского Союза. Мы издаем книги только на русском языке, поэтому на Украине нас периодически ругают за "недостаточный патриотизм". Но "Диалектика"  -  коммерческая фирма, и пока не будет выработана терминологическая база на украинском языке и не появятся популярные программные продукты, переведенные на украинский, компьютерный рынок Украины будет развиваться на русском языке. Кроме того, с самого начала нашей деятельности мы тесно взаимодействовали с московской фирмой "ИВК-Soft". Можно сказать, что мы печатали в Киеве книги, подготовленные в Москве. Мы называем себя интернациональной компанией, действующей на территории всех стран бывшего Советского Союза.

      

PC Week: Вы всегда стремитесь издавать только те книги, которые остро необходимы разработчикам?

      

В. Ш.: Не совсем так. Я очень горжусь книгой "Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения" Г. Буча, которая вышла в свет в 1993 г. Это не просто справочник или практическое руководство, а книга, крайне полезная для понимания сущности объектного подхода. Книга опередила свое время: она была написана отнюдь не для рынка, а для масштабно мыслящих специалистов. Такие книги обычно являются "не кассовыми", но я уверен, что уважающее себя издательство обязательно должно их издавать, ибо они систематизируют опыт профессионалов и в итоге формируют рынок. В ближайшее время у нас выйдет книга по технологии клиент-сервер  -  она просто обязана появиться, чтобы обозначить место этой технологии на рынке.

      

PC Week: В вашем издательстве выходят и переводные, и оригинальные книги. Каковы критерии их отбора?

      

В. Ш.: Существует как бы два мира: отечественная и зарубежная литература. Когда мы не имели достаточных денег и сил для цивилизованного приобретения лицензий на зарубежную литературу, мы издавали книги отечественных авторов (А. Федоров, А. Борзенко, Н. Сухов, С. Каратыгин и др.). Однако развитого института русскоязычных авторов не сложилось... Гораздо больший коммерческий успех нам принесли переводные книги.

      

Каталог "Диалектики"

PC Week: Какую книгу вы считаете самой удачной?

      

В. Ш.: Конечно, это сериал для "чайников". Уже вышло более 60 наименований книг из этой серии общим тиражом свыше 900 тыс. экз. Время показало, что название было выбрано правильно. Жизнь меняется, люди постоянно оказываются в роли "чайников" то в одной области, то в другой. Легкая, непринужденная форма, выбранная в книгах этой серии для описания сложных компьютерных технологий, оказалась очень подходящей для занятых своими деловыми проблемами современных людей. Кстати, тему "чайников" мы расширяем. Мы начали выпускать книги, не имеющие отношения к компьютерным технологиям. Например, "Умение управлять для "чайников"", "Умение торговать для "чайников"", "Секс для "чайников"".

      

PC Week: Кому в основном вы предназначаете свои книги  -  разработчикам или пользователям?

      

В. Ш.: Ответ однозначный: число пользователей в последнее время растет быстрее, чем количество разработчиков. Пришли толпы "юзеров", и мы работаем на них.

      

PC Week: С какими зарубежными издательствами сотрудничает "Диалектика"?

      

В. Ш.: В 1997 г. мы собираемся издавать книги американских издательских групп IDG Books WorldWide, Macmillan Computer Publishing USA, MacGraw-Hill, John Wiley & Sons.

      

PC Week: Сильна ли в вашем деле конкуренция?

      

В. Ш.: Конкуренция на нашем рынке уже ощущается. В наших издательствах, как и на Западе, есть открытые планы изданий, а есть и конфиденциальные, которые тщательно скрываются от конкурентов. Проблема выбора тематики очередной книги стоит у нас очень остро. Дело в том, что хотя наш компьютерный рынок и развивается достаточно быстро, все же объем издаваемой у нас компьютерной литературы составляет приблизительно 5 - 10% от американского. Все издательства очень грамотно прореагировали на Интернет: практически 20% всех изданных в прошлом году книг связано с этой темой. Однако не Интернетом единым жив человек... Например, к выставке UnixExpo’97, которая прошла в феврале в Москве, мы подготовили книгу "Секреты Unix" из серии "Секретов...", предназначенную для профессионалов.

      

PC Week: Как долго длится цикл подготовки книги к печати?

      

В. Ш.: Для подготовки книги для "чайников" требуется четыре месяца (от поступления англоязычного оригинала до выпуска тиража), для издания книги из серии "Секретов..."  -  до полугода. Учтите еще, что книги  -  вещь сезонная. Больше всего их покупают весной и осенью. Поэтому хороший издатель использует сезонные пики продаж и загодя готовится к ним, планируя производственный цикл своих изданий.

      

PC Week: Каков объем деятельности вашего издательства?

      

В. Ш.: Всего в "Диалектике" вышло в свет 128 книг общим тиражом свыше 1,5 млн. экземпляров. В 1997 г. планируем выпустить около 60 новых книг и допечетать пользующиеся популярностью книги тиражом более 1 млн. экземпляров.

      

В издательство "Диалектика" можно позвонить по телефону в Киеве:

      

(044) 261-5936, Web-адрес издательства: http://www.dcp.kiev.ua.

      

Беседу провела Елена Покатаева