РЕЦЕНЗИИ

Бестселлером прошедшей в Москве “Книжной ярмарки” стала выпущенная издательским домом “Вильямс” (www.williamspublishing.com) книга “Введение в компьютерные науки” Дж. Гленна Брукшира (М.: Вильямс, 2001. - 688 с.). Это перевод шестого издания популярного в США базового учебника для высшей школы, содержащего обзор современного состояния компьютерных наук. Для многих слова “компьютерные науки” ассоциируются только с программированием. Это далеко не так, хотя программирование и входит в них как одна из важнейших составных частей. К сожалению, для термина computer science в русском языке нет адекватного перевода. Термин “информатика” по значению гораздо у’же.

Понятно, что область компьютерных знаний сильно разрослась и даже почти семисотстраничная книга не может охватить все ветви древа компьютерных наук. В предисловии Виктора Штонды, под чьей общей редакцией книга готовилась к выходу, дано развернутое перечисление двенадцати основных разделов, составляющих данную область. Я позволю себе привести только названия этих разделов:

- алгоритмы и структуры данных;

- языки программирования;

- архитектура компьютеров;

- операционные системы и компьютерные сети;

- разработка программного обеспечения;

- базы данных и информационно-поисковые системы;

- искусственный интеллект и робототехника;

- компьютерная графика;

- взаимодействие человека и компьютера;

- вычислительная математика;

- деловая информатика;

- биоинформатика.

При этом некоторые из разделов включают в себя более десятка научных направлений. Для того чтобы стать специалистом, необходимо пройти хотя бы соответствующие вводные курсы по каждому из указанных разделов. В этот список отдельной строкой следовало бы добавить нейрокомпьютеры, а из раздела “Искусственный интеллект” выделить в самостоятельную область лингвистические программы (словари, системы машинного перевода, распознавание речи, синтезаторы речи, OCR, компьютерную психолингвистику и т. п.).

В книге Брукшира с той или иной мерой полноты рассмотрены первые семь из двенадцати перечисленных разделов.

Что мне показалось интересным - в этом учебнике, пожалуй, впервые в технической книге значительное внимание уделено обсуждению правовых, социальных и этических проблем, связанных с компьютерными технологиями. Просто многие из этих проблем стали насущными - наше общество становится все более зависимо от больших компьютерных систем и такие вопросы, как степень государственного регулирования, например в Интернете, представляют уже не теоретический, а сугубо практический интерес. Разделом “Социальные и общественные вопросы” завершается каждая глава книги. Очень многие из поставленных там автором проблем заслуживают весьма серьезного обсуждения. В конце глав дается также список рекомендуемой литературы, а в конце многих разделов - вопросы для самоконтроля.

Конечно, книга не свободна от недостатков. Особенно сильное возражение вызывает интерпретация автором эпизодов из истории вычислительной техники. Он упорно не хочет признавать приоритет европейских разработок перед американскими. Так, автор указывает, что машина Атанасова - Бэрри делалась с 1935 по 1941 г. Начало работ скорее всего датируется 1939 г., кроме того, мало кто упоминает, что эта машина так и не была завершена, - в 1942 г. Дж. Атанасов ушел в действующую армию. (Ассоциативно, в связи с историей ВТ, приходит в голову, что странные пути порой избирает технологический прогресс. Например, есть удивительные неэлектронные машины, быстродействие которых бесконечно велико - это конторские счеты и логарифмическая линейка. Все время у них тратится на ввод-вывод :).

Есть ряд замечаний по терминологии: время подвода головки диска на нужную дорожку называется временем позиционирования, а не временем установки; давно уже принято писать “пиксел”, а не “пиксель” и т. д.

Некоторые приведенные автором характеристики периферийных устройств уже требуют корректировки - за время написания и перевода книги они заметно улучшены производителями. Однако это замечание для учебника не принципиально.

“Введение в компьютерные науки” автор рекомендует студентам начальных курсов, специализирующимся в области информатики и вычислительной техники, поскольку она позволит им лучше ориентироваться в тех предметах, которые им предстоит изучить, и поможет планировать чтение дополнительных материалов.

В заключение стоит отметить, что данная книга будет весьма полезна преподавателям, так как автор сам преподаватель с 25-летним стажем, студентам, а также всем, кто занимается самостоятельно.